Холодным январским утром в час пик на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых ехали на работу.
Через три минуты мужчина средних лет обратил внимание на музыканта. Он замедлил шаг, остановился на несколько мгновений и... поспешил далее по своим делам. Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр и, без остановки, продолжила свой шаг. Еще несколько минут спустя другой мужчина облокотился к стене и стал слушать, но, вскоре, взглянув на часы, продолжил путь.
Наибольшее внимание музыканту досталось от трёхлетнего мальчика. Его мама в спешке вела за собой, но мальчик остановился, и с раскрытым ртом не мог оторвать глаз от музыканта. Мама потянула чуть сильнее, и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться ни на минуту.
За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32.
Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из величайших музыкантов в мире. Играл он одни из самых прекрасных и сложных когда-либо написанных произведений, а его инструментом была скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона. За два дня до этого он давал концерт в Бостоне. Средняя стоимость билета составляла $100. Зал был полон, и ему аплодировали стоя.
Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты "Washington Post" о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Основной вопрос: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли, чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?
Один из выводов этого эксперимента был следующим: Если мы не можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие музыкальные произведения в исполнении одного из лучших музыкантов планеты. Если темп современной жизни настолько всепоглощающий, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?